Сегодня понедельник, 30 июня 2025 г, 08:44
волжское-обозрение.рф
10.03.2014 00:00 / Общество
![]() В редакцию «Волжского обозрения» обратился теперь уже бывший предприниматель Владимир Щербин. Владимир не относится к крупным перевозчикам, у него всего одна маршрутка. ПОЧТИ 10 лет он возил волжан на «Газели» по одному из маршрутов города. Ездил на исправной машине, соблюдая все требования нашего не всегда объяснимого и логичного законодательства. Но один из федеральных законов значительно осложнил жизнь перевозчикам, особенно таким мелким, как Щербин. Хотя по задумке новый ФЗ «О транспортной безопасности» должен был защитить как водителей, так и пассажиров транспортных средств. В итоге после судебных разбирательств с государственной «машиной» Владимир продал свой бизнес, так и не сделав требуемую законодательством «оценку уязвимости» своей маршрутки. Но обо всем по порядку. Что это за «зверь» такой ВПЕРВЫЕ такое понятие, как «оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств», стало известно после принятия в 2007 г. Федерального закона № 16 «О транспортной безопасности». Почти четыре года исполнение нового закона практически никого не заботило, пока, как говорится, «петух не клюнул». Трагические события произошли 24 января 2011 г., когда в результате действий террориста-смертника в зале прибытия международных рейсов аэропорта Домодедово погибли 37 и были ранены свыше 115 человек. В ходе расследования теракта выяснился ряд подробностей, которые послужили причиной ряда громких отставок. Вот тогда-то власти и вспомнили про 16-й Федеральный закон. И стали требовать соблюдение правил транспортной безопасности. Именно в это время прокатилась первая волна судебных разбирательств с перевозчиками. Правда, география судов затронула регионы, близкие к Москве. Владельцев автотранспортных средств, используемых для коммерческих перевозок, обязывали не только соблюсти требования закона, но и заплатить штраф. Все потому, что сделать все по букве закона в то время перевозчикам было ой как сложно. Закон-то приняли, но, как часто бывает в нашем государстве, не доработали подзаконную нормативно-правовую базу, в которой была бы прописана четкая схема проведения оценки уязвимости ТС и другие премудрости нового закона. Спустя какое-то время необходимый регламент в общих чертах все же был прописан. Но это уже после того, как штрафы были выставлены. Если бы не теракт в Волгограде… ТРЕБОВАТЬ исполнение закона о транспортной безопасности в Волгоградском регионе начали только в конце 2013 года. И опять-таки из-за нашего пресловутого русского «клюющего жареного петуха». Как вы помните, в областном центре в конце прошлого года произошла целая серия терактов. И власти вновь вспомнили о транспортной безопасности. Прокуратура взялась «шерстить» перевозчиков и требовать соблюдения закона почти семилетней давности. Вот тогда-то в поле зрения проверяющих и попали волжские маршрутчики, а вместе с ними и Владимир Щербин. По закону перевозчики обязаны провести оценку уязвимости транспортных средств и в заключение разработать план обеспечения транспортной безопасности ТС. Делать это должны юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов или использующие их на ином законном основании. Причем масштаб бизнеса перевозчика значения не имеет. Оценку надо заказывать в целом на весь автопарк собственника, будь то одна машина или десяток-другой. Эти услуги оказывают сторонние аккредитованные организации. На сайте Росавтодора мы нашли целых три таких организации, близких к Волжскому. Две в Волгограде, одна в Городище. Правда, дозвониться смогли только до одной организации, где нам сообщили, что она уже не существует, едва аккредитовавшись в 2013 году. На других телефонах – долгие длинные гудки. Цена безопасности ЧТОБЫ сделать оценку уязвимости ТС, необходимо заплатить по разным сведениям от 40 до 100 тыс. рублей. Хорошо, если у хозяина много транспортных средств, а если одна, как у Владимира? Причем проведение оценки - это только «цветочки». Разработать конечный план обеспечения безопасности ТС, говорят знающие люди, гораздо дороже. В общем, ни у кого из охваченных проверкой прокуратуры перевозчиков необходимых документов не оказалось, и им был выписан административный штраф в размере 20 тыс. рублей. Но даже после уплаты штрафа прокуратура понуждает перевозчиков выполнить все требования закона о транспортной безопасности и оформить необходимые документы. Большинство коллег по цеху предпринимателя Щербина штраф оплатили. Оплатили те, кто владеет многими ТС. Владимир же решил поставить под сомнение необходимость проведения оценки уязвимости его единственной маршрутки. С ним солидарен еще десяток некрупных перевозчиков.
Доводы Щербина логичны с житейской точки зрения. Совсем недавно он установил ГЛОНАСС, продлил лицензию на свою деятельность. Причем по каждому из положенных законом для проверки пунктов ему писали «Соответствует». Владимир прошел обучение в Волжском политехническом институте по повышению квалификации специалистов по «Организации перевозок автомобильным транспортом в пределах РФ». Там же успешно обучился по программе «Безопасность движения на городском автотранспорте», как того требует законодательство. При этом затратил солидную кучу денег, сопоставимую с выставленным штрафом. Что же получается: с точки зрения федеральных служб по транспорту претензий ни к Владимиру, ни к его маршрутке нет, а с точки зрения прокуратуры Щербин не исполняет требования законодательства? Вот и выдавали бы лицензию после проведения оценки уязвимости. А то получается: человек везде где требуется обучился, лицензию получил, оборудовал маршрутку всем необходимым и со спокойной совестью выехал в рейс, а тут нате вам штраф и предписание прокуратуры! С больной головы на здоровую… РАЗРАБОТЧИКИ ФЗ № 16 «О транспортной безопасности» искренне надеются, что он будет служить благой цели – защитит конкретную маршрутку и ее пассажиров от «актов незаконного вмешательства». Но на деле все это похоже на перекладывание ответственности за безопасность на перевозчиков. То есть маршрутчики должны не только выполнять свою непосредственную функцию – перевозить граждан, но и защищать их от террористов и хулиганов! Нонсенс! Ведь профилактика терроризма – прерогатива государственных органов. Зачем тогда такое количество ФСБшников и прочих, если за безопасность будут отвечать частники? Не можешь? Уходи! СОВСЕМ недавно, в середине февраля, в областной Думе состоялся круглый стол о реализации Федерального закона № 16-ФЗ «О транспортной безопасности». В обсуждении приняли участие областные законодатели, руководители и представители региональных министерств, областной прокуратуры, профсоюзов, общественных организаций, транспортных предприятий. Поводом для встречи стали внесенные 3 февраля 2014 г. в ФЗ изменения. Они направлены в том числе и на усиление ответственности перевозчиков – вплоть до уголовной – за необеспечение безопасности перевозок. Министр транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области Александр Киреев доложил о состоянии транспортной инфраструктуры региона и о проведении комплекса мероприятий, предписанных федеральным законом, по обеспечению безопасности объектов. Согласно представленной информации, на рынке транспортных услуг работают более 1 тыс. частных предприятий и индивидуальных предпринимателей. Прозвучало такое мнение: «Перевозчик должен быть предприятием. Раньше было 30 предприятий – сейчас их более 1000». Парламентарии и представители власти по поводу мелких перевозчиков и их претензий насчет затратности обеспечения требований безопасности были категоричны: хотите работать - будьте любезны обеспечить безопасность, не можете – не работайте в этом бизнесе. До настоящего времени за безопасностью на транспорте следит федеральный Ространснадзор с представительством в Ростове, а работающий в Волгограде один госинспектор не в силах охватить контролем тысячи крупных и мелких перевозчиков, чтобы отследить все маршруты. В связи с этим в нашем регионе будет создан свой уполномоченный орган, который и будет следить за реализацией федерального закона по транспортной безопасности. Что дальше?
А ДАЛЬШЕ маршрутчикам остается оплачивать штрафы и ждать нового контролирующего органа, который внятно объяснит процедуру прохождения оценки уязвимости. Некоторые крупные перевозчики все же решаются первыми протоптать путь к транспортной безопасности и сами осваивают алгоритм прохождения процедуры оценки. Ну а мелким перевозчикам, вроде Владимира Щербина, остается либо сворачивать бизнес (как некоторые уже и делают), либо укрупняться, объединяясь в одно предприятие. Тогда и оценка уязвимости будет не таким тяжким бременем. Один вопрос остается открытым: не приведут ли солидные расходы на транспортную безопасность к удорожанию стоимости проезда в маршрутках? Вот тогда действительно весело получится – государство перекладывает часть обязанностей за нашу безопасность на перевозчиков, а те – на нас. Вот и сядем с вами в маршрутку, заплатим денежку за проезд и поедем уверенные, что какой-нибудь террорист уж в этой машине теперь нас точно не тронет – проплачено! Максим НИКИТИН
| ||||||||
|